Оглавление

    §31 Звукогенерация

    911 Воспроизвести до - мажорное звучание ( до - ми - соль) последовательно, по одной ноте.

    912 Воспроизвести:
      а) хроматическую гамму;
      б) гамму, указанной тональности.

    913 Воспроизвести изображённые на рис. 98 аккорды (все ноты аккорда должны звучать одновременно).

    914 Составить игровую программу << музыкальная шкатулка >>. Программа должна воспроизводить одну из нескольких популярных мелодий по выбору играющего.

    915 Составить программу для игры в музыкальную викторину. Программа должна последовательно воспроизводить несколько популярных мелодий, играющие - угадывать, какая мелодия была приграна.

    916 Составить игровую программу, которая воспроизводит три популярные мелодии, а затем одну из них наоборот: последняя нота мелодии звучит первой, первая - последней. Играющие должны угадать, ноты какой мелодии были воспроизведены в обратном порядке.

    917 Составить программу для воспроизведения мелодии, << сыгранной >> на клавиатуре компьютера. Как и при игре на фортепианной клавиатуре, каждой клавише соответствие ставится некоторая нота; длительность звучания ноты определяется длительностью нажатия клавиши.

    918 Составить программу для запоминания и последующего воспроизведения мелодии, << сыгранной на фортепианной клавиатуре >>. Клавиатура изображается на экране (рис. 99, а). Вначале курсором указывается клавиша, а после этого - обозначение длительности (рис. 99, б)

    919 Составить программу, которая строит с помощью датчика случайных чисел музыкальные интервалы( терцию, кварту, квинту и. т. д.) и аккорды. Обучающийся должен определить, какой интервал или какое обращение трезвучия( тоническое трезвучие, секст - аккорд и т. п.) были воспроизведены.

    920 Составить программу << музыкальный диктант >>. Программа должна воспроизвести мелодию, а обучающийся - правильно повторить её( см. задачу 917 или 918). Если диктант << написан правильно >>, может быть начато новое задание. В противном случае диктант выполняется ещё раз.

    921 Составить игровую программу, которая воспроизводит популярную мелодию с мелодическими изменениями, например, заменяя некоторые ноты другими нотами или паузами соответствующей длительности. Играющий должен угадать какая мелодия была сыграна.

    922 Составить программу транспонирования мелодии на указанное число полутонов вверх или вниз. Мелодия задаётся так же, как в задаче 917 или 918.

    923 Составить программу << секвенсор >>, служащую для одновременного исполнения трех мелодий. Мелодии задаются так же, как в задаче 917 или 918, с тем отличием, что задание каждой следующей мелодии сопровождается воспроизведением всех мелодий, сыгранных ранее, т. е. задание второй мелодии выполняется при одновременном звучании первой мелодии, а задание третьей мелодии - при одновременном звучании двух первых мелодий. Последующее воспроизведение всех трех мелодий должно выполняться при нажатии клавиши, поставленной им в соответствие.

    924 Музыкальный аккопанемент может представлять собой последовательность аккордов. Для использования компьютера в качестве аккомпанирующего инструмента предлагается задать несколько аккордов и сопоставить каждому аккорду одну из клавиш. Длительность звучания аккорда определяется длтельностью нажатия клавиши. В простейшем случае достаточно рассмотреть три аккорда: тоническое трезвучие, доминантное трезвучие, субдоминантное трезвучие (пример смотри на рис. 98, б).

    925 Составить программу, исполняющую заданный аккомпанемент. Аккомпанемент должен состоять из баса и аккорда, звучащих по очереди (рис. 100, а). Другой вариант баса и аккорда начинает звучать (без изменения музыкального размера) после нажатия некоторой клавиши. В простейшем случае достаточно рассмотреть три варианта высоты ноты, звучащей в басу, и соответствующей ей аккорда: тоника, доминанта и субдоминанта. Доминанта звучит в сравнении с тоникой (рис. 98, б) на два с половиной тона ниже, субдоминанта - на три с половиной тона ниже. Желательно предусмотреть регулировку темпа, изменение лада << мажор - минор >>, изменение размера (на рис. 100, а приведён аккомпанемент на четыре четверти, на рис. 100, б - на три четверти).

    926 Эта задача, как и две предыдущие, касается использования компьютера в качестве аккомпанирующего инструмента. Аккомпанемент состоит из баса и аккорда; при этом рассматривается три варианта басовой ноты и соответствующего ей аккорда (см. предыдущую задачу).
    Для исполнения аккомпонемента используются четыре клавиши: три из них - три варианта баса, четвёртый - аккорд, вид которого определяется последней из предшествавших нот. Длительность звучания ноты определяется длительностью нажатия клавиши.

    927 Составить программу - << композитор >>. Программа с помощью датчика случайных чисел выбирает 12 различных нот и длительность звучания каждой ноты. Полученная таким образом мелодия воспроизводится. Любая поннравившаяся мелодия может быть запомнена для последующего воспроизведения.

    928 Составить программу для управления тембром звучания. Управление тембром выполняется с помощью введения групп обертонов - звуковых колебаний, амплитуда которых меньше амплитуды основного тона, а частота в целое число раз больше основной частоты. Обертоны следует получать с помощью датчика случайных величин.

    929 Составить программу светового сопровождения заданной мелодии (см. задачу 918.) Соответствие света высоте звука выбирается по желанию составляющего программу или играющего.

    930 Воспроизвести звуки, кторыми могут сопровождаться игровые программы: мяуканье кошки, скрип двери звук лопнувшего шара, свист летящей стрелы, звучание дождя,кряканье и т.п. Такие звуки рекомендуется получать, используя относительно высокие частоты периодических колебаний генератора огибающей-кросс-модуляцию(на школьном компьютере <<Ямаха>> они могут быть получены с помощью параметров m и s оператора PLAY) и генератор шума(оператор SOUND).

    931 Составить программу,моделирующую эхо. Для этого воспроизвести одну и ту же мелодию по трём каналам одновременно. Мелодия, звучащая по второму каналу, должна быть исполнена тише и с небольшим запаздыванием по сравнению с мелодией, звучащей по первому каналу. Мелодия, звучащая по третьему каналу, должна быть исполнена тише исполнена тише и с небольшим запаздыванием по сравнению с мелодией, звучащей по второму каналу.

    932 Дан русский текст. Требуется воспроизвести его звуковыми сигналами азбуки Морзе. Предусмотреть возможность регулировки скорости воспроизведения.
Предыдущая глава К началу Следующая глава