471 Дан файл f, компоненты которого являются действительными числами. Найти:
а) сумму компонент файла f;
б) произвидение компонент файла f;
в) сумму квадратов компонент файла f;
г) модуль суммы и квадрат произведения компонент файла f;
д) последнюю компоненту файла.
472 Дан файл f, компоненты которого являются действительными числами. Найти:
а) наибольшее из значений компонент;
б) наименьшее из значений компонент с четными номерами;
в) наибольшее из значений модулей компонент с нечетными номерами;
г) сумму наибольшего и наименьшего из значений компонент;
д) разность первой и последней компонент файла.
473 Дан файл f, компоненты которого являются целыми числами. Найти:
а) количество четных чисел среди компонент;
б) количество удвоенных нечетных чисел среди компонент;
в) количество квадратов нечетных чисел среди компонент.
474 Дано натуральное n. Записать в файл g целые числа b
1 , ...,
b
n , определенные так, как указано в задачах а)-д) задачи
139.
475 Последовательность x
1 , x
2 , ... образовано по
закону
(i = 1, 2, ...). Дано действительное ε > 0. Записать в
файл h члены последовательности x
1 , x
2 , ..., остановившись после первого члена,
для которого выполнено |x
i| < ε.
476 Дан символьный файл f. Получить копию файла в файле g.
477 Даны символьные файлы f
1 и f
2. Переписать с
сохранением порядка следования компоненты файла f
1 в файл f
2, а компоненты файла
f
2 - в файл f
1. Использовать вспомогательный файл h.
f1 f2 f3 f4 f5
↓ ↓ ↓ ↓ ↓
f3 f4 f5 f2 f1
478 Даны файлы f
1, f
2, f
3, f
4,
f
5, компоненты которых являются действительными числами. Организовать обмен компонентами между
файлами в соответствии со следующей схемой: т.е. компоненты файла f
1 переписывают в файл
f
3, компоненты файла f
2-в f
4 и т.д. Разрешается использовать только
один вспомогательный файл h.
479 Дан символьный файл f. В файле f не менее двух компонент. Определить,
являются ли два первых символа файла цифрами. Если да, то установить, является ли число, образованное
этими цифрами, четным.
480 Дан файл f, компоненты которого являются целыми числами. Получить в
файле g все компоненты файла f:
а) являющиеся четными числами;
б) делящиеся на 3 и не делящиеся на 7;
в) являющиеся точными квадратами.
481 Дан файл f, компоненты u
0 , u
1 , ...,
u
n которого являются последовательными числами Фибоначчи(см. задачу
144). Получить в файле f последовательные числа Фибоначчи
u
0 , u
1 , ..., u
n+1 .
482 Дан символьный файл f. Получить файл g, образованный из файла f заменой всех
его прописных(больших) букв одноименными строчными (малыми).
483 Вычислить по схеме Горнера значение многочлена с рациональными коэффициентами
для данного рационального значения переменной. Считать, что числители и знаменатели коэффициентов записаны в
файле f: вначале числитель и знаменатель старшего коэффициента и т. д., в последнюю очередь числитель и
знаменатель свободного члена.
484 Дан файл f, компоненты которого являются целыми числами. Записать в файл g все
четные числа файла f, а в файл h-все нечетные. Порядок следования чисел сохраняется.
485 Дан символьный файл f. Записать в файле g компоненты файла f в
обратном порядке.
486 Дан символьные файлы f и g. Записать в файл h компоненты файла f, а затем -
компоненты файла g с сохранением порядка.
487 Дан файл f, компоненты которого являются целыми числами. Получить файл g,
образованный из файла f исключением повторных вхождений одного и того же числа.
488 Дан файл f, компоненты которого являются целыми числами. Никакая из компонент
файла не равна нулю. Файл f содержит столько же отрицательных чисел, сколько и положительных. Используя
вспомогательный файл h, переписать компоненты файла f в файл g так, чтобы в файле g:
а) не было двух соседних чисел с одним знаком;
б) сначала шли положительные, потом отрицательные числа;
в) числа шли в следующем порядке: два положительных, два отрицательных, два положительных, два отрицательных,
и т.д. (предполагается, что число компонент в файле f делится на 4).
489 Дан файл f, компоненты которого являются целыми числами. Никакая из компонент файла
f не равна нулю. Числа в файле идут в следующем порядке: десять положительных, десять отрицательных, десять
положительных, десять отрицательных и т.д. Переписать компоненты файла f в файл g так, чтобы в файле g числа шли
в следующем порядке:
а) пять положительных, пять отрицательных, пять положительных, пять отрицательных и т. д.;
б) двадцать положительных, двадцать отрицательных, двадцать положительных, двадцать отрицательных и т.д.
(предполагается, что число компонент файла f делится на 40).
490 Дан файл f, компоненты которого являются целыми числами. Число компонент файла
делится на 100. Записать в файл g наибольшее значение первых ста компонент файла f, затем - следующих ста
компонент и т.д.
491 Из условия предыдущей задачи удаляется предположение о том, что число компонент
файла f делится на 100. Если в последней группе окажется менее ста компонент, то последняя компонента файла g
должна быть равна наибольшей из компонент файла f, образующих последнюю (неполную) группу.
492 Дан символьный файл f. Добавить в его конец символы e, n, d (если это необходимо,
использовать дополнительные файлы g).
493 Дан символьный файл f.
а) Посчитать число вхождений в файл сочетаний ab.
б) Определить, входит ли в файл сочетание abcdefgh.
в) Посчитать число вхождений в файл каждой из букв a, b, c, d, e, f и вывести результат в виде таблицы
a-N a b-N b c-N c
d-N d e-N e f-N f
где N a, N b, N c,
N d, N e, N f - числа вхождений соответствующих букв.
494 Даны символьные файлы f и g. Определить, совпадает ли компоненты файла f с
компонентами файла g. Если нет, то получить номер первой компоненты, в которой файлы f и g отличаются между
собой. В случае, когда один из файлов имеет n компанент (n ≥ 0) и повторяет начало другого (более
длинного) файла, ответом должно быть число n+1.
495 Даны символьные файлы f и g. Записать в файл h все начальные совпадающие
компоненты файлов f и g.
496 Дан символьный файл f. Записать в файл g с сохранением порядка следования
те символы файла:
а) которым в этом файле предшествуеи буква a;
б) вслед за которым в этом файле идёт буква a.
497 Дан символьный файл f. Группы символов, разделённые пробелами (одним или
нескольким ) и не содержащие пробелов внутри себя, будем, как и прежде (см. задачу
269), называть словами. Удалить из файла все однобуквенные слова и
лишние пробелы. Результат записать в файл g.
498 Дан символьный файл f. Найти самое длинное слово (см. предыдущую задачу)
среди слов, вторая буква которых есть e; если слов с наибольшей длинной несколько, то найти последнее.
Если таких слов нет нет вообще, то сообщить об этом. Решить эту задачу:
а) полагая, что слова состоят не более чем из 10 символов;
б) без ограничения на чило символов в слове.
499 Дан символьный файл f. Считая, что количество символов в слове
(см. задачу 497) не превосходит 20:
а) определить, сколько в файле f имеется слов, состоящих из одного, двух, трёх и т.д. символов;
б) получить гистограмму (столбчатую диаграмму) длин всех слов файла f;
в) определить количество слов в файле f.
500 Дан символьный файл f. Предполагается, что длина одного слова (см. задачу 497)
не превосходит 10 и что чило слов делится на 100. Подготовить файл для печати слов и две колонки по пятьдесят
строк на странице. Слова должны быть размнщены в файле f
1 в следующем порядке : 1-е слово, 51-е слово,
2-е слово, 52-е слово, ..., 50-е слово, 100-е слово, затем (следующая страница) 101-е слово , 151-е слово,
..., 150-е слово, 200-е слово и т.д.
501 Дан символьный файл f, содержащий сведения о сотрудниках учереждения, записанные
по следующему образцу: фамилия__имя__отчество, фамилия__имя__отчество, ...Записать эти сведения в файле g,
используя образцы:
а) имя__отчество__фамилия, имя__отчество__фамилия, ...;
б) фамилия__и.о., фамилия__и.о..
502 Дан символьный файл f, содержащий произвольный текст длинной более 5000 слов.
Слова в тексте разделены пробелами и знаками препинания. Получить 100 наиболее часто встречающихся слов и число
их появлений. Решить задачу:
а) без ограничения на длины слов;
б) предполагая, что любое слово текста состоит не более чем из 16 букв.
503 Даны два символьных файла f
1 и f
2. Файл f
1
содержит произвольный текст. Слова в тексте разделены пробелами и знаками препинания. Файл f
2
содержит не более 40 слов, которые разделены запятыми. Эти слова образуют пары: каждое первое слово считается
заменяемым, каждое второе слово - заменяющим. Найти в файле f
1 все заменяемые слова и заменить их
на соответствующие заменяющие. Результат поместить в файле g.
504 Прямая на плоскости задаётся уравнением ax + by + c = 0, где a и b одновременно
неравны нулю. Будем рассматривать толоко прямые, для которых коэффициенты a, b, c- целые числа. Пусть f - файл,
содержащий коэффициенты нескольких прямых (не менее трёх). Переписать из файла f в файл g коэффициенты тех прямых,
которые
а) параллельны первой из прямых, заданной в файле f;
б) указаны в a), но дополнительно требуется , чтобы все прямые были различны;
в) пересекают первую из прямых, заданных в файле f;
г) указаны в в), но доплнительно требуется , чтобы среди прямых не было параллельных.
505 Условие предыдущей задачи сохраняется. Требуется получить в файле g коэффициенты
всех различных прямых файла f.
506 Багаж пассажира характеризуеся количеством вещей и общим весом вещей. Дан файл
f содержащий информацию о багаже нескольких пассажиров, информация о багаже каждого отдельного пассажира
представляет собой соответствующую пару чисел.
а) найти багаж, средний вес одной вещи в котором отличаеися не более чем на 0,3 кг от общего
среднего веса вещи.
б) найти чило пассажиров, имеющих более двух вещей, и число пассажиров, количество вещей которых
превосходит среднее чило вещей.
в) определить, имеется ли два пассажира, багажи которых сопадают по числу вещей и различаются по
вессу не более чем на 0,5 кг.
г) выяснить, имеется ли пассажир, багаж которого превышает багаж каждого из остальных пассажров и
по числу вещей, и по весу.
д) выяснить, имеется ли пассажир, багаж которого состоит из одной вещи весом не менее 30 кг.
е) дать сведения о багаже, число вещей в котором не меньше, чем в любом другом багаже, а вес вещей не
больше, чем в любом другом багаже с этим же числом вещей.
507 Сведения об ученике состоят из его имени и фамилии и названия класса
(года обучения и буквы), в котором он учится. Дан файл f, содержащий сведения об учениках школы.
а) Выяснить, имеются ли в школе однофамильцы.
б) Выяснить, имеются ли однофамильцы в каких либо параллельных классах.
в) Выяснить, имеются ли однофамильцы в каком-нибудь классе.
г) Ответить на вопрос а)-в), но в отношении учеников, у которых совпадает и имя, и фамилия.
д) Выяснить, в каких классах насчитывается более 35 учащихся.
е) Выяснить, на сколько человек в восьмых классах больше, чем в десятых.
ж) Собрать в файле g сведения об учениках 9 и 10 классов, поместив в начале сведения об учениках класса 9а,
затем 9б и т.д., затем 10а, 10б, и т.д.
з) Получить список учеников данного класса по следующим образцам:
фамилия__имя
фамилия__и.
и.фамилия
508 Дан файл f, содержащий те же самые сведения об учениках школы, что и в
предыдущей задаче, и дополнительной отметки, полученные учениками в последней четверти.
а) Выяснить, сколько учеников школы не имеют отметок ниже четырёх.
б) Собрать в файле g сведения о лучших учениках школы, т.е. об учениках, не имеющих отметок ниже четырёх и
по сумме баллов не уступающих другим ученикам своего и параллельных классов.
509 Сведения об автомобиле состоят из его марки, номера и фамилии владельца.
Дан файл f, содержащий сведения о нескольких автомобилях. Найти:
а) фамилии владельцев и номера автомобилей данной марки;
б) Количество автомобилей каждой марки.
510 Дан файл f, содержащий различные даты. Каждая дата - это число, месяц и год. Найти :
а) год с наименьшим номером;
б) все весенние даты;
в) самую позднюю дату.
511 Дан файл f, содержащий сведения о книгах. Сведения о каждой из книг - это
фамилия автора, название и год издания.
а) найти названия книг данного автора, изданных с 1960 г.
б) определить, имеется ли книга с названием <<Информатика>>. Если да, то сообщить фамилию автора и год издания.
Если таких книг несколько, то сообщить имеющиеся сведения обо всех этих книгах.
512 Дан файл f
1, который содержит номера телефонов сотрудников
учреждения: указывается фамилия сотрудника, его инициалы и номер телефона. Найти телефон сотрудника по
его фамилии и инициалам.
513 Дан файл f, содержащий сведения о кубиках: размер каждого кубика (длина
ребра в сантиметрах), его цвет (красный, желтый, зеленый или синий) и материал (деревянный, металлический,
картонный). Найти:
а) Количесво кубиков каждого из перечисленных цветов и их суммарный объем;
б) Количество деревянных кубиков с ребром 3 см и количество металлических кубиков с ребром, большим 5 см.
514 Дан файл f, содержащий сведения о веществах: указывается название вещества, его
удельный вес и проводимость (проводник, полупроводник, изолятор).
а) Найти удельные веса и названия всех полупроводников.
б) Выбрать данные о проводниках и упорядочить их по убыванию удельных весов.
515 Дан файл f, содержащий сведения об экспортируемых таварах: указывается
наименование товара, страна, импортирующая товар, и объем поставляемой партии в штуках. Найти страны, в которых
экспортируется данный товар, и общий объем его зкспорта.
516 Даны два файла f
1 и f
2. Файл f
1-это
инвентарный файл, содержащий сведения о том, сколько изделий каких видов продукции хранится на складе
(вид продукции задается его порядковым номером). Файл f
2-это вспомогательный файл, содержащий
сведения о том, на сколько уменьшилось или увеличилось количество изделий по некоторым видам продукции.
Вспомогательный файл может содержать несколько сообщений по продукции одного вида или не содержать ни одного
такого сообщения. Обновить инвентарный файл на основе вспомогательного, образовав новый файл g.
517 Дан файл f, содержащий сведения об игрушках: указывается название игрушки
(например, кукла, кубики, мяч, конструктор и т.д.), ее стоимость в копейках и возрастные границы детей,
для которых игрушка предназначена (например, для детей от двух до пяти лет). Получить следующие сведения:
а) название игрушек, цена которых не превышает 4 руб. и которые подходят детям 5 лет;
б) цену самого дорогого конструктора, оформленную по образцу ... руб. ... коп.;
в) названия наиболее дорогих игрушек (цена которых отличается от цены самой дорогой игрушки
не более чем на 1 руб.);
г) названия игрушек, которые подходят как детям 4 лет, так и детям 10 лет;
д) цены всех кубиков, оформленные по образцу, указанному в б);
е) можно ли подобрать игрушку, любую, кроме мяча, подходящую ребенку 3 лет, и дополнительно мяч так,
чтобы суммарная стоимость игрушек не превосходила 5 руб.?;
ж) имеется ли мяч ценой 2 руб. 50 коп., предназначенный детям от 3 до 8 лет?; если нет,
занести сведения об этой игрушки в файл f.
518 Даны натуральное k, символьный файл f и текстовый файл f
1. Файл f
содержит 30 слов (см. задачу
497), каждое из которых будем называть ключевым.
Сформировать файл g, который содержит строки файла f
1, циклически сдвинуты так, чтобы каждое ключевое
слово, входящее в строку, начиналось с k-й позиции. Строки, не содержащие ключевых слов, в файл g не включаюся.
Строки, которые содержат n ключевых слов, записываются в файл g n раз.
519 Дан текстовый файл f, содержащий программу на языке паскаль. Проверить эту
программу на несоответствие числа открывающих и закрывающих круглых скобок. Считать, что каждый оператор программы
а) занимает не более одной строки файла f;
б) может занимать произвольное число строк файла f.
520 Дан текстовый файл f. Получить все его строки, содержащие более 60 символов.
521 Дан текстовый файл f. Переписать в файл g все компоненты файла f с заменой в
них символа 0 на символ 1 и наоборот.
522 Дан текстовый файл f. Получить самую длинную строку файла. Если в файле
имеется несколько строк с наибольшей длиной, то получить одну из них.
523 Дан текстовый файл f. Записать в перевернутом виде строки файла f в файл g.
Порядок строк в файле g должен
а) совпадать с порядком исходных строк в файле f;
б) быть обратным по оношению к порядку строк исходного файла.
524 Дан текстовый файл f. Переписать компоненты файла f в файл g, вставляя в
начало каждой строки по одному пробелу. Порядок компонент должен быть сохранен.
525 Даны текстовый файл, строка s. Получить все строки файла f, содержащие в
качестве фрагмента строку s.
526 Дан текстовый файл f. Исключить пробелы, стоящие в концах его строк. Результат
поместить в файл f
1.
527 Даны два текстовых файла f и g. Определить, совпадают ли компоненты файла f
с компонентами файла g. Если нет, то получить номер первой строки и позицию первого символа в этой строке,
в кототых файлы f и g отличаются между собой. Принять во внимание уточнение к задаче
494.
528 Дан файл f, компоненты которого являются натуральными числами. Количество чисел
в файле кратно 4. Первые два числа из каждых четырех задают координаты левого верхнего угла прямоугольника,
следующие два числа - координаты его правого нижнего угла. Построить прямоугольники, заданные в файле f.
529 Дан файл f. Каждая строка файла содержит несколько натуральных чисел в их символьном
представлении. Числа разделяются запятыми или пробелами и определяют вид некоторой геометрической фигуры, ее
размеры и полодение на экране. Приняты следующие соглашения:
1) отрезок прямой задается координатами своих концов, имеет номер 1;
2) прмоугольник задается координатами левого верхнего и правого нижнего угла, имеет номер 2;
3) окружность задается координатами центра и радиусом, имеет номер 3;
4) ломаная задается количеством ее вершин, их координатами и имеет номер 4. Так, например, строка
1, 10, 10, 30, 30 определяет отрезок прямой с координатами концов (10, 10) и (30, 30), а строка
3, 100, 100, 50-окружность с центром в точке (100, 100) и радиусом 50.
а) Построить на экране все геометрические фигуры, заданные в файле f.
б) Разработать способ задания более широкого набора фигур по сравнению с указанным и выполнить пункт а).
530 Дан файл f, компоненты которого являются натуральными числами. Число компонент
файла кратно четырем. Каждые две последовательные компоненты определяют координаты двух точек.
а) Считая, что заданы координаты концов отрезков, построить все такие отрезки.
б) Считая, что заданы координаты противоположных углов прямоугольника, построить все такие прмоугольники.
в) Считая, что заданы вершины А и В фигуры, представленной на рис. 24, построить все такие фигуры.
г) Считая, что заданы координаты центра окружности и одной из ее точек, построить все такие окружности.