День Победы — один из самых важных наших праздников. Он касается каждой семьи, заставляет забыть обо всех разногласиях и почувствовать себя частью чего-то большого, общего для нас всех.
Герой нашего рассказа прошёл тысячи километров по территории России, Украины и Беларуси. Человек мирной профессии, он дослужился до звания генерал-майора, стал разведчиком, оставаясь фотокорреспондентом и писателем. Его биографию трудно вместить в рамки и шаблоны. Что поделать, такие уж они люди эти партизаны!
Пётр Петрович Вершигора начал свою военную карьеру в июле 1941-го. «Ну куда ж я тебя дену?» — задумался подполковник, формировавший их часть. Судите сами: солидный человек, 36 лет, режиссёр киевской киностудии. Образование соответствующее: театральный институт и киноакадемия. Немало, по тем временам, но как это поможет на войне? Служил? Да. Но кем? Барабанщиком. «Командир беспомощно развел руками. Через день, с некоторым стеснением, он назначил меня на должность помощника командира взвода».
Командир погиб в первом же бою, у села Степанцы. Следующие несколько дней Вершигора командует взводом, затем ротой, а на десятый день — батальоном. «Батальоном мне пришлось командовать после четырех командиров, сменившихся за эти несколько дней. Он состоял из сотни бойцов, закалившихся в беспрерывных боях».
Здесь же, под Степанцами, Вершигора впервые сталкивается с работой разведки. Сталкивается в самом буквальном смысле слова, обнаружив группу немецких диверсантов, наводивших авиацию на расположение наших частей. То, какой урон может нанести маленькая группа противника, произвело на него сильное впечатление: «Я стал интересоваться разведкой во всех её формах».
Дальше было отступление, переправа через Днепр, ранение, переформирование, снова бои, окружение и выход из него. Но мысли о разведке Пётр Петрович не оставил. Весной 1942 года он проходит специальную подготовку и 13 июня вместе с группой товарищей и радиостанцией вылетает в тыл врага. Группа Вершигоры приземлилась в районе Брянска, на территории знаменитого Брянского партизанского края. «Эта площадь, по территории в четыре раза большая, чем герцогство Люксембургское, была занята партизанами. Опираясь на партизанскую базу, я должен был по заданию командования развернуть разведывательную работу в тылу противника».
Первым делом была налажена передача разведданных о передвижении вражеских эшелонов через Брянский железнодорожный узел. Следующей задачей была организация «пробки»: партизаны взрывают пути в нескольких километрах с одной и с другой стороны узла, прекращая движение, а по скопившимся на узле поездам наносит удар авиация Брянского фронта. Лучше самого Петра Петровича об этом никто не расскажет:
«Выполнив эту часть плана, хлопцы прибежали ко мне.
— Ну, мы свое дело сделали, давай авиацию.
Мы отстучали раз: "Давайте авиацию". Её нет. Мы — опять. Авиации нет. Вот немцы уже направили ремонтные бригады для ликвидации "пробки" на железнодорожном пути. Авиации всё нет. Вот уже подходит к концу ремонт полотна. Авиации нет. Партизаны махнули рукой на меня и на авиацию. Я скрипнул зубами и спросил радистку: "Зашифровать всё можешь?" — "Да". — "Всё, что напишу?" — "Всё, что напишете", — сквозь слезы ответила шестнадцатилетняя девушка.
И тогда я послал радиограмму командованию. Смею заверить, что составлена она была отнюдь не в дипломатических выражениях.
Через три часа более тридцати бомбардировщиков сбросили свой груз на станцию. Всё окружающее было сметено с лица земли. Мы с радисткой находились в трёх километрах от станции, но от взрывной волны рация перестала работать. Мои соседи по разведке через день донесли результаты: движение по железной дороге приостановлено на несколько дней. За день расчистки со станции было убрано свыше полутора тысяч трупов немецких солдат».
За эту операцию Вершигора был награждён орденом Красного Знамени.
Проект Память народа — удобная отправная точка для поиска информации о фронтовиках. Здесь можно найти сведения о наградах дедов и прадедов, узнать обстоятельства совершенных ими подвигов, самостоятельно или с помощью других участников проекта восстановить боевой путь своих близких. Искать информацию можно: по фамилиям людей, по указам о награждении, по местоположению и времени события. Проект объединяет в единое целое созданные ранее Мемориал и Подвиг Народа. Если вы внимательно посмотрите на наградной лист Петра Петровича, то обнаружите там его должность — интендант 2-го ранга. И при этом он — разведчик Разведотдела штаба фронта. Как так получилось? Ответ можно найти на страницах книги Вершигоры «Люди с чистой совестью».
Свой партизанский край — Суражский — был в ту пору и у белорусских партизан. В результате успешных действий 3-й и 4-й ударных армий, на фронте в районе Велиж—Усвяты образовался 40-километровый разрыв, названный впоследствии «Суражскими (Витебскими) воротами». Через эти ворота на запад шли оружие, боеприпасы, медикаменты и организаторские группы — зёрна будущих партизанских отрядов. На восток направлялись беженцы, в частности, молодёжь, спасавшаяся от угона в Германию. О возможностях «Витебских ворот» можно судить по такому факту: летом 1942 года командир 3-й Белорусской партизанской бригады А. Я. Марченко прибыл из-под Полоцка в Москву в Центральный штаб партизанского движения, проделав весь путь на автомобиле «ЗИС-101», заправлявшемся вместо бензина скипидаром, производившимся в лесах на смолокурнях.
В Суражском партизанском крае работали колхозы и сельсоветы, выплачивали пенсии, регистрировались браки… Лишь осенью 1942 года, введя на этот участок фронта новую дивизию, противник сумел закрыть «ворота».
Свою «партизанскую учёбу» Пётр Петрович продолжил в отряде С. А. Ковпака. Этому соединению, а также отряду А. Н. Сабурова, осенью 1942 года предстоял длительный рейд — из Брянских лесов в Белорусское и Украинское полесье.
Будучи заместителем командира отряда по разведке, П. П. Вершигора не забывал и о своей прежней профессии — не расставался с ФЭДом, сделав немало уникальных фотографий С. А. Ковпака, С. В. Руднева и других партизан. Его работы можно найти в галереях Идёт война народная и Партизанское движение на территории Украины во время Второй мировой войны.
Партизанский рейд — это движение. Вроде бы всё просто, когда речь идёт о небольшой группе. Но совсем другое дело, если движется отряд из полутора тысяч человек и до пятисот подвод или саней. Колонна растягивается на несколько километров. Ночные марши утомляют и людей и коней — и те и другие засыпают, задерживая движение остальных. Колонна может разорваться, что особенно опасно при форсировании вражеских коммуникаций.
Обычную железную дорогу приходилось именно что форсировать. Вот как описывает бывший командир охранного батальона немецкие мероприятия по защите коммуникаций: «Если бы во время последней войны туристам было бы разрешено путешествовать по России, оккупированной немцами, они бы очень удивились тому, что увидели из окна вагона поезда. Они бы увидели, что примерно на 300 ярдов от железнодорожного полотна по обеим сторонам вырублен лес и скошены посевы.
Вдоль железной дороги они бы увидели странные постройки, напоминающие укрепления, которые строились американцами в первый период колонизации для защиты от индейцев. Такие постройки они бы увидели вдоль всего железнодорожного полотна на расстоянии 400–600 ярдов друг от друга, а также у всех мостов, железнодорожных перекрёстков и переездов. Эти постройки окружались колючей проволокой; и солдаты, находившиеся в них, вели постоянное наблюдение за местностью.
Железнодорожные станции были переведены в маленькие постройки, огороженные высокими деревянными заборами для защиты от возможного внезапного ружейного огня и взрыва гранат. Весь персонал на железнодорожных станциях носил при себе оружие.
Если бы удивленные туристы спросили, зачем нужны все эти меры предосторожности за сотни миль от линии фронта, они бы получили резкий ответ: “Партизаны!”».
А Пётр Петрович к этому добавляет: «Каждую минуту жди эшелонов, патрулей, автодрезины, а то и бронепоезда. Поэтому и дорога каждая минута, а чтобы пройти всему соединению через переезд, даже рысью, даже по укатанной дороге, нужно не менее чем полтора часа».
Слева направо стоят: начальник штаба Василий Александрович Войцехович, помощник командира по хозяйству Михаил Иванович Павловский. Слева направо сидят: секретарь парторганизации Сумского партизанского соединения Яков Григорьевич Панин, начальник штаба Григорий Яковлевич Базыма, командир соединения Сидор Артемьевич Ковпак, помощник командира по разведке Пётр Петрович Вершигора.
При этом нужно не просто двигаться, но и решать боевые задачи. Да так, чтобы не поставить под удар основную колонну отряда. Образцом таких решений является «Сарнский крест» — операция, проведенная отрядом Ковпака в начале декабре 1942 года.
В Сарнах (Ровенская область, Украина) встречаются железные дороги, ведущие с севера на юг — из Барановичей в Ровно и с запада на восток — из Ковеля в Киев. Железнодорожный узел хорошо охранялся, но в нескольких десятках километров от него дороги пересекают большое количество рек. Взорвав пять мостов на подступах к Сарнам, партизаны больше чем на месяц парализовали движение через этот важнейший транспортный узел, хотя сам он оставался нетронутым.
Все пять мостов были взорваны одновременно, хотя расстояние между ними составляло 50–80 километров — это исключало связь конными, а радиосвязь была возможна только с одним из отрядов. Противник же был убеждён, что партизаны готовятся штурмовать Сарны.
В это время, за полторы тысячи километров к востоку от Сарн войска Красной Армии под Сталинградом завершали окружение армии Паулюса. Ю. Липперт, один из руководителей «Транспортного управления вооруженных сил на Украине», писал, что для снабжения войск в районе Сталинграда ежесуточно требовалось 60 поездов, однако «в лучшие дни приходило самое большее 30 поездов». «Сарнский крест» и другие операции «рельсовой войны» были посильным вкладом партизан в эту переломную для нас победу.
За три с лишним месяца рейда отряд Ковпака прошёл 1600 километров, от Брянских лесов — к северу Украины, в Киевскую и Житомирскую области и Полесье. Совместные действия украинских и белорусских партизан привели к образованию нового партизанского края площадью около 2 тыс. кв. км с населением более 200 тыс. человек — в четырехугольнике Олевск–Овруч–Мозырь–Туров. К моменту освобождения Беларуси партизанские края охватывали около половины её территории.
После гибели комиссара Руднева и отъезда Ковпака на Большую землю, в декабре 1943 года П. П. Вершигора становится командиром отряда, преобразованного в 1-ю Украинскую партизанскую дивизию имени дважды Героя Советского Союза С. А. Ковпака.
Под командованием Вершигоры дивизия выполнила два рейда — в Польшу и в Западную Белоруссию. 3 июля 1944 года 1-я Украинская партизанская дивизия соединилась с частями Красной Армии в районе Барановичей и была расформирована.
За годы войны советские партизаны и подпольщики нанесли врагу огромный урон в живой силе. Они уничтожили, ранили и пленили свыше 1.6 млн. солдат и офицеров вермахта, военно-строительной организации Тодта, чиновников оккупационной администрации, военных железнодорожников и колонистов. Из них на территории Беларуси уничтожено 464 тысячи. Можно сказать, что 27 с лишком дивизий вошло в «мирную» Беларусь, да так из неё и не вышло.
Многие из партизан продолжили воевать уже в составе Красной Армии. Среди них был и смоленский партизан Михаил Егоров, водрузивший вместе с Мелитоном Кантария Красное Знамя на куполе Рейхстага.
Фото взято с сайта Военный альбом — крупнейшего отечественного общедоступного цифрового архива фотографий Второй мировой и Великой Отечественной войн.
После войны Пётр Петрович Вершигора преподаёт в академии Генштаба и пишет книги: «Люди с чистой совестью» (1947 год), «Карпатский рейд» (1950 год), «Рейд на Сан и Вислу» (1959 год) и другие.
Цитаты Петра Петровича взяты из его книги «Люди с чистой совестью». Другие цитаты и статистические данные приводятся по книге П. К. Пономаренко «Всенародная борьба в тылу немецко-фашистских захватчиков 1941–1944». Книги хранятся на сайте Военная Литература, в котором архивные документы, дневники, письма и мемуары участников Великой Отечественной и других войн соседствует с учебной и художественной литературой о войне.
Каждый из нас может внести свой вклад в сохранение памяти о Великой Отечественной войне: выяснить судьбу своих родственников и рассказать о ней детям, помочь ветеранам найти фронтовых товарищей, записать интервью с ветераном, пополнить военные фотоальбомы снимками из семейного архива, помочь развитию понравившегося интернет-проекта, посвящённого Великой Отечественной, или просто — выйти на улицу и возложить цветы к памятнику героям войны. Это самое малое, что мы можем сделать, чтобы поблагодарить героев за Победу.
Поздравляю всех с праздником!
Комментарии
comments powered by Disqus